Воздействие транспортной системы на землепользование по опыту России и зарубежных стран
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приведены результаты наблюдений влияния развития транспортной системы на землепользование по опыту России, Восточной Азии, Европы и Соединенных Штатов Америки. В современном мире транспортная система играет важную роль в социально-экономическом развитии территорий, повышению уровня безопасности дорожного движения, снижению негативного воздействия от транспорта на окружающую среду и климат. Для оценивания влияния транспортной системы на землепользование были рассмотрены три модели. В каждой обозначены факторы, оказывающие влияние как на изменение типа землепользования, так и на потребности в строительстве новых дорог и развития дорожной инфраструктуры. Проведенные исследования показали, что при планировании транспортной системы и землепользования необходимо применять комплексные методы, которые будут учитывать социальные, экономические и экологические факторы. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью оптимизации управления земельными ресурсами с соблюдением баланса между потребностями транспортной системы, рациональным использованием земельных ресурсов и социальной инфраструктурой. В настоящее время в России действует транспортная стратегия, которая до 2035 года определяет ключевые позиции, среди которых повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, а также повышение мобильности населения. Анализ опыта зарубежных стран позволяет выявить наиболее успешные практики развития транспортных систем и факторы их влияния на землепользование, а также учитывать их при территориальном планировании, которые будут способствовать экономическому развитию регионов, появлению новых промышленных центров, без риска сокращения сельскохозяйственных земель и нанесения ущерба особо ценным плодородным почвам.

Ключевые слова:
транспортная система, землепользование, население, сельскохозяйственные земли, коммерческая застройка, жилая застройка
Список литературы

1. Антропов, Д. В. Территориальные инструменты развития регионального землепользования / Д. В. Антропов // Московский экономический журнал. – 2023. – Т. 8, № 11. – DOIhttps://doi.org/10.55186/2413046X_2023_8_11_602. – EDN SRUUVU.

2. Ишамятова, И. Х. Анализ факторов выбытия земель из оборота при организации землепользования на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения / И. Х. Ишамятова, Д. В. Антропов // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2024. – № 1(397). – С. 14-19. – DOIhttps://doi.org/10.55186/25876740_2024_67_1_14. – EDN RXRZCY.

3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2022 году // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/16-upr/Doc_Nation_report_2022_dop.pdf (дата обращения: 01.07.2024 г.)

4. Akgüngör, S., Aldemir, C., Kustepeli, Y., Gulcan, Y., & Tecim, V. (2011). The effect of railway expansion on population in Turkey, 1856–2000. Journal of Interdisciplinary History, 42(1), 135–157.

5. Alvarez, E., Franch, X., & Marti-Henneberg, J. (2013). Evolution of the territorial coverage of the railway network and its influence on population growth: The case of England and Wales, 1871–1931. Historical Methods: A Journal of Quantitative and Interdisciplinary History, 46(3), 175–191. doihttps://doi.org/10.1080/01615440.2013.804788

6. Ahmadzai F. Analyses and modeling of urban land use and road network interactions using spatial-based disaggregate accessibility to land use // Journal of Urban Management. 9(3), 2020

7. Arauzo-Carod, J. M. (2007). Determinants of population and jobs at a local level. Annals of Regional Science, 41(1), 87–104. doihttps://doi.org/10.1007/s00168-006-0058-6

8. Atack, J., Bateman, F., Haines, M., & Margo, R. A. (2010). Did railroads induce or follow economic growth? Urbanization and population growth in the American Midwest, 1850–1860. Social Science History, 34(2), 171–197. doihttps://doi.org/10.1215/01455532-2009-024

9. Badoe, D. A., & Miller, E. J. (2000). Transportation-land-use interaction: empirical findings in North America, and their implications for modeling. Transportation Research Part D-Transport and Environment, 5(4), 235–263. doihttps://doi.org/10.1016/S1361-9209(99)00036-X

10. Beyzatlar, M. A., & Kuştepeli, Y. (2011). Infrastructure, economic growth and population density in Turkey. International Journal of Economic Sciences and Applied Research, 4(3), 39–57.

11. Cervero, R., & Landis, J. (1997). Twenty years of the Bay area rapid transit system: Land use and development impacts. Transportation Research Part A-Policy and Practice, 31(4), 309–333. doihttps://doi.org/10.1016/S0965-8564(96)00027-4

12. Cervero, R., & Seskin, S. (1995). An evaluation of the relationships between transit and urban form. Retrieved from Transit Cooperative Research Program, Research Results Digest 7.

13. Deng, T. (2013). Impacts of transport infrastructure on productivity and economic growth: Recent advances and research challenges. Transport Reviews, 33(6), 686–699. doihttps://doi.org/10.1080/01441647.2013.851745

14. Giuliano, G., Redfearn, C., Agarwal, A., & He, S. (2012). Network accessibility and employment centres. Urban Studies, 49(1), 77–95. doihttps://doi.org/10.1177/0042098011411948

15. Hadi P.L., Wasanta T., Santosa W. Land use change due to road construction/ IOP Conf Series: Earth and Environmental Science 920 (2021)012003

16. Iacono, M., Levinson, D., & El-Geneidy, A. (2008). Models of transportation and land use change: A guide to the territory. Journal of Planning Literature, 22(4), 323–340. doihttps://doi.org/10.1177/0885412207314010

17. Mothorpe C., Schnier К. The Impact of Interstate Highways on Land Use Conversion // Annals of Regional Science, Vol. 51, No. 3 (December 2013): 833-870.

18. Stanilov, K. (2013). Planning the growth of a metropolis: Factors influencing development patterns in West London, 1875–2005. Journal of Planning History, 12(1), 28–48. doihttps://doi.org/10.1177/1538513212454813

19. Wegener, M. (2004). Overview of land-use transport models. In D. A. Hensher & K. Button (Eds.), Transport geography and spatial systems (pp. 127–146). Kidlington: Pergamon/Elsevier Science.

20. Xie, F., & Levinson, D. (2010). How streetcars shaped suburbanization: A granger causality analysis of land use and transit in the twin cities. Journal of Economic Geography, 10(3), 453–470. doihttps://doi.org/10.1093/Jeg/Lbp031

Войти или Создать
* Забыли пароль?