СООТНОШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В результате исследования (посредством анкетирования) было установлено, что преподаватели физической культуры вузов характеризуются значительным рассогласованием профессиональной мотивации и удовлетворенности своей деятельностью, что может оказать негативное влияние на сам процесс и результат их труда. В отношении своей деятельности наиболее существенен разрыв по таким аспектам, как процесс ее осуществления, уровень материальной базы и отношения с администрацией. В отношении профессии - по оценке своего профессионального статуса, перспектив карьеры, уровня собственной профессиональной подготовки, возможности профессионального самосовершенствования и творчества, а также получаемых материальных доходов. Показатели профессиональной мотивации и удовлетворенности деятельностью слабо взаимосвязаны.

Ключевые слова:
профессиональная деятельность, преподаватели физической культуры, профессиональная мотивация, удовлетворенность профессиональной деятельностью
Текст
ВВЕДЕНИЕ Проблема отношения специалиста к своей профессиональной деятельности является одной из ключевых в поиске факторов эффективности его труда. Наиболее значимыми критериями субъективного отношения профессионала к деятельности является мотивация ее осуществления и удовлетворенность своим трудом. Существуют основания предполагать, что при значительном рассогласовании профессиональной мотивации (того, чего человек хочет) и удовлетворенности (того, что есть) является потенциальной проблемой, которая может способствовать возникновению целого спектра проблем (снижение профессиональной активности, формальное отношение к деятельности, трудовая прокрастинация и т.п.) [1]. В рамках педагогической деятельности на этом фоне возможно формирование синдрома эмоционального выгорания и других профессиональных деформаций [3]. В связи с этим, необходимо изучение соотношения профессиональной мотивации и удовлетворенности специалиста в целях поиска средств профилактики и коррекции перечисленных проблем. МЕТОДИКА В исследовании профессиональной мотивации принимали участие 26 преподавателей физической культуры разного пола, возраста и стажа работы (работающих в различных вузах Москвы и Санкт-Петербурга). Применялась «Методика изучения мотивации и удовлетворенности профессиональной деятельностью» Г.В. Лозовой [2]. Она представляет собой анкету шкального типа, в которой перечислены аспекты трудовой деятельности, разделенные на две категории: характеристики деятельности и характеристики профессии. Полученные данные обрабатывались методами вариационной (определение средних арифметических и стандартных отклонений) и математической (корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента) статистики. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Полученные результаты свидетельствуют, что преподаватели физической культуры характеризуются существенным рассогласованием профессиональной мотивации и удовлетворенности деятельностью (Табл. 1). Только в двух случаях выявлены более высокие значения показателей удовлетворенности - в отношении оценки санитарно-гигиенических условий и возможности широкого общения в рамках профессиональной деятельности. По остальным показателям мотивация существенно превышает значения удовлетворенности профессиональной деятельностью. Об этом свидетельствует и 12 достоверных различий показателей (в том числе, 3-х интегральных). Для преподавателей физической культуры характерен довольно высокий уровень профессиональной мотивации (особенно - в плане значимости материальной базы деятельности, организации труда, отношений со студентами и коллегами и достижения высокого уровня профессионализма) и довольно средний (по сути, неопределенный) - уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью (особенно - по отношению к профессиональным перспективам, материальным доходам и профессиональным льготам). В отношении деятельности преподаватели имеют существенный разрыв между профессиональной мотивацией и удовлетворенностью по следующим аспектам: - процесс осуществления деятельности (t = 2,12; р≤0,05); - материальная база деятельности (t = 2,09; р≤0,05); - отношения с руководством вуза (t = 2,52; р≤0,05). Однако более существенно рассогласование В отношении оценки профессии обнаружен существенный разрыв значений профессиональной мотивации и удовлетворенности по следующим аспектам: - собственный статус (занимаемая должность) (t = 2,36; р≤0,05); - перспективы профессионального роста (t = 2,07; р≤0,05); - уровень собственной профессиональной подготовки (t = 2,16; р≤0,05); - возможность профессионального самосовершенствования (t = 2,79; р≤0,01); - возможность профессионального творчества (t = 2,17; р≤0,05); - материальные доходы от профессии (t = 2,77; р≤0,01). Следовательно, преподаватели физической культуры в меньшей степенью удовлетворены своей профессией, чем деятельностью. Корреляционный анализ показал, что показатели профессиональной мотивации и удовлетворенности деятельностью в данной выборке довольно слабо связаны. Об этом говорит как количество связей - всего 5, так и уровень их достоверности (не превышающий 95%). ВЫВОДЫ Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что преподаватели физической культуры вузов, будучи высоко мотивированными по отношению к своей профессиональной деятельности, характеризуются средней (неопределенной) удовлетворенностью ее различными аспектами. Данные факты свидетельствует о своеобразном «профессиональном кризисе», который переживает большинство преподавателей. В связи с этим, необходимо принятие комплекса мер как организационного, так и психологического характера, направленных на оптимизацию отношения специалистов к своей профессиональной деятельности.
Список литературы

1. Ильин, Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. - СПб., 2011. - 224 с.

2. Лозовая, Г.В. Методика изучения мотивации и удовлетворенности профессиональной деятельностью / Г.В. Лозовая // «Психологические основы педагогической деятельности»: Материалы межвузовской научной конференции. - СПб.: ГАФК, 2001. - С. 115-118.

3. Солдатова, Г.В. Профилактика профессиональных деформаций педагога (учебно-методическое пособие) / Г.В. Солдатова, С.М. Шингаев. - СПб.: СПб АППО, 2016. - 175 с.

4. Краев, Ю.В. Обзор видов агрессии в управлении персоналом [Текст] / Ю.В. Краев, А.П. Семина // Московский экономический журнал. 2017. №4. С.70.

5. Краев, Ю.В. Удовлетворенность преподавателей физической культуры своей профессиональной деятельностью [Текст] / Ю.В. Краев, Г.В. Солдатова // Современный ученый. 2017. №7. С.59-61.

6. Краев, Ю.В. Мотивация профессиональной деятельности преподавателей [Текст] / Ю.В. Краев, Г.В. Солдатова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. №12 ч.1. С.60-61.

7. Краев, В.М. Противодействие обману в кадровой работе. Учебно-методическое пособие [Текст] / В.М. Краев, А.И. Тихонов - Ставрополь : Логос. - 2017. - 29 с.

8. Краев, В.М. Риск-менеджмент в управлении кадрами [Текст] / В.М. Краев, А.И. Тихонов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-2 (21). С. 22-25.

Войти или Создать
* Забыли пароль?