Стратегический учет и анализ по центрам ответственности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В научной статье представлены результаты научных исследований проблем организации стратегического учета и анализа по центрам ответственности, учета, контроля и формирования системы управления по центрам ответственности, стратегического анализа в условиях неопределенности поведения внешней среды. Указана цель центров ответственности на современном предприятии как эффективной реализации его стратегии. Дано понятие центра ответственности как сегмента бизнеса, менеджер которого отвечает за ключевой показатель его деятельности (прибыль, доходы или расходы), раскрыты подходы к формированию центров ответственности в условиях корпоративной структуры и на примере структурных подразделений предприятия. Представлена классификация центров ответственности и их эффективное взаимодействие. Показан центр затрат в разрезе видов затрат: материальных, трудовых, добавленных коммерческих и добавленных управленческих затрат. Указан процесс формирования цеховой и полной себестоимости продукции, порядок расчета и управления различных видов прибыли на примере отчета о финансовых результатов. Показано, что в основе классификации центров ответственности лежит критерий финансовой ответственности руководителей центров, определяемый широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной на них ответственности. Показаны полномочия и ответственность руководителей центров ответственности: отдела снабжения цеха по производству продукции и отдела сбыта. Отмечена минимальная ответственность у отдела снабжения и цеха по производству продукции, определена широтой их полномочий – управление только за материальными затратами и цеховой себестоимостью. Установлена максимальная ответственность у центра ответственности – правление предприятия, определена широтой его полномочий – управление прибылью.

Ключевые слова:
стратегический учет, стратегический анализ, центр ответственности, центр затрат, центр доходов, центр прибыли
Список литературы

1. Сорокина В.В. Центры ответственности: от финансовых к нефинансовым показателям // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – № 3. – C. 80 – 85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42610661 (дата обращения 11.02.2025).

2. Васильев П.В. Управление медиакомпанией: главное производственное задание и редакционные центры ответственности // Экономика и парадигма нового времени. – 2024. - № 7 (28). – С. 5 – 16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68573208 (дата обращения 11.02.2025).

3. Кузина А.Ф., Кисляк Ю.В., Агафонова А.С. Учет затрат по центрам ответственности как основа бюджетирования в системе управленческого учета организаций сахарной промышленности // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. - № 29 (3). – С. 450 – 455. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42985552 (дата обращения 11.02.2025).

4. Маркусова Е.С. Учет и контроллинг в формировании системы управления по центрам финансовой ответственности // Студенческий вестник. – 2023. - № 40 – 6. – С. 69 – 71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54926334 (дата обращения 11.02.2025).

5. Ибраева А.Ф. Направления роста прибыли и рентабельности ООО «Инженерно-производственный центр» на основании анализа финансовых результатов // Трибуна ученого. – 2021. - № 3. – С. 172 – 183. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45441304 (дата обращения 11.02.2025).

6. Вахорина М.В., Гришина С.А. Центр затрат «Бухгалтерия» как объект нормирования и оценки качества информации // Научные исследования и разработки. Экономика. – 2020. – Т. 8, № 4. – С. 46 – 50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43798355 (дата обращения 11.02.2025).

7. Советкин А.С. Анализ и сегментация рынка для разработки целевых маркетинговых стратегий // Практический маркетинг. – 2024. - № 11 (329). – С. 44 – 47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75154674 (дата обращения 11.02.2025).

8. Халлыев Б., Газаков Б., Ходжагулыев Г. Сегментация рынка // Eo ipso. – 2024. - № 12. – С. 105 – 107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75193644 (дата обращения 11.02.2025).

9. Пшенцова А.И., Минеева Л.Н., Рызванов Р.А. Стратегический анализ предприятий отрасли овощеводства в условиях нестабильной внешней среды // Экономика и предпринимательство. – 2024. - № 1 (162). – С. 911 – 915. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60033956 (дата обращения 11.02.2025).

10. Бочков П.В., Сидоров Ю.В. Стратегический анализ организации в условиях неопределенности поведения внешней среды // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2024. - № 12. – С. 191 – 194. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79635374 (дата обращения 11.02.2025).

Войти или Создать
* Забыли пароль?