УДК 330.342 Стадии развития, ступени развития экономики. Экономические системы
Гостиничный комплекс представляет собой многофункциональную систему, в которую входят помещения для проживания гостей, разнообразные объекты, направленные на удовлетворение их потребностей (рестораны, конференц-залы, оздоровительные и спортивные центры, торговые площади и другие сервисы), информационные системы и т.д. Важнейшим элементом эффективного управления гостиничным комплексом выступает его автоматизация. Структура современного гостиничного комплекса характеризуется высоким уровнем сложности, при этом, текущие рыночные тенденции обусловливают дальнейшее ее усложнение. Данная ситуация требует применения интегрированных технологических решений для более эффективной координации процессов и улучшения взаимодействия с клиентами. Традиционные инструменты автоматизации гостиничного комплекса включают системы управления гостиницей (PMS), системы контроля доступа и безопасности, POS-системы, системы управления инженерными сетями. При этом, в качестве наиболее передового и перспективного инструмента автоматизации признается искусственный интеллект. Объектом данного исследования выступают процессы автоматизации управления в гостиничном комплексе. Цель исследования – разработка методики применения искусственного интеллекта на базе ChatGPT для оптимизации управленческих и сервисных процессов в гостиничном комплексе. Методы исследования: аналитический метод, синтетический метод, дедуктивный метод, моделирование. Научная новизна исследования: систематизация возможностей искусственного интеллекта по отношению к управлению автоматизацией гостиничного комплекса, разработка методики интеграции ChatGPT в систему управления гостиничным комплексом.
менеджмент, гостиничный комплекс, интеграция ChatGPT, система искусственного интеллекта (ИИ), взаимодействие с клиентами, управление гостиничным комплексом, автоматизация гостиничного комплекса
1. Алимпиева, А.П. Современные технологии в сфере социальнокультурной деятельности и туризма: монография / А.П. Алимпиева, М.В. Банетова, О.Н. Березина. – Гжель: ГГУ, 2022. – 81 с.
2. Доброжанская, Е.Б. Управление инновационной деятельностью в сфере туризма: дис. … д-ра экономических наук: 08.00.05 / Е.Б. Доброжанская. – СПб., 2011.
3. Крошнева, Ю. А. Анализ систем автоматизации операционных служб гостиничных предприятий в условиях цифровой трансформации / Ю. А. Крошнева // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 2. – С. 116-119.
4. Крошнева, Ю. А. Совершенствование организации работы операционных служб гостиничного предприятия за счет внедрения системы автоматизации Smartbutler / Ю. А. Крошнева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2024. – № 3. – С. 180-186.
5. Мевлют, А. Н. Инжиниринг предприятия гостиничного комплекса с позиции организации и автоматизации документооборота / А. Н. Мевлют, Э. А. Умеров // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. – 2021. – № 3(33). – С. 87-96.
6. Подзигун, А. Н. Технологии и программное обеспечение в гостиничном бизнесе / А.Н. Подзигун, О.В. Воронова // Актуальные исследования. – 2020. – №23 (26). Ч.II. – С. 15-18.
7. Поликарпов, М. С. Автоматизация бизнес процессов управления гостиничным бизнесом в среде 1C предприятие / М. С. Поликарпов, М. Н. Богачева // Инновационные научные исследования. – 2022. – № 6-2(20). – С. 74-82.
8. Хан, А.Д. Специфика применения искусственного интеллекта в гостиничном бизнесе / А.Д. Хан, А.С. Петренко // Мировая наука. – 2021. – 11 (56). – С. 132-136.
9. Черноморец, А. Б. IT-решения для автоматизации управления качеством услуг гостиничного предприятия / А. Б. Черноморец, В. С. Кудряшов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т. 5, № 12(141). – С. 37-44.
10. Шумакова, Е.В. Повышение эффективности гостиничного бизнеса с помощью технологий искусственного интеллекта / Е.В. Шумакова // Вопросы экономики и права. – 2024. – №8 (194). – С. 58-62.