В статье рассмотрены особенности системы обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Автор отмечает, что актуальность организации системы управления чрезвычайными ситуациями и ее эффективного функционирования в современном мире трудно переоценить. Современное общество подвергается различным природным и техногенным угрозам, таким как землетрясения, наводнения, пожары, техногенные аварии и террористические акты. Эффективная система управления чрезвычайными ситуациями позволяет эффективно справляться с такими ситуациями и минимизировать потери.
чрезвычайные ситуации, природный и техногенный характер, обеспечение безопасности, управленческие задачи, мониторинг.
В течение последних лет в России наблюдается тенденция к снижению количества чрезвычайных ситуаций, однако масштабы последствий и ущерб в отдельных случаях существенно увеличиваются. Среднее количество чрезвычайных ситуаций в год составляет порядка 800 наиболее опасных техногенных или природно-технических зафиксированных случаев, а ущерб от них часто составляет несколько десятков миллионов рублей.
Чрезвычайные ситуации, также называемые чрезвычайными событиями или кризисами, представляют собой события или обстоятельства, которые могут оказать существенное воздействие на нормальное функционирование общества, экономики, окружающей среды или человеческого здоровья. Эти ситуации обычно требуют немедленного реагирования и координации усилий со стороны государственных органов, организаций и населения [4].
Чрезвычайные ситуации обычно возникают внезапно и неожиданно. Они могут быть вызваны природными катастрофами (наводнения, землетрясения, ураганы), техногенными авариями (взрывы, авиакатастрофы), общественными беспорядками или пандемиями. Указанные ситуации часто представляют собой угрозу для жизни, здоровья и благосостояния людей, при их возникновении могут иметь место потери человеческих жизней, травмы, эпидемии или распространение инфекций. В ситуациях кризиса требуется срочное и координированное реагирование. Эффективное управление кризисом включает в себя быстрое мобилизацию ресурсов, сил и инфраструктуры [3].
Чрезвычайные ситуации обычно характеризуются нестандартностью и сложностью, они требуют творческого подхода к решению проблем и сотрудничества многих сторон. Чрезвычайные ситуации могут оказывать воздействие на различные аспекты общества, включая экономику, социальные структуры, экологию и безопасность.
В начальной стадии кризиса часто существует неопределенность относительно его характера, масштаба и последствий, что создает дополнительные трудности в разработке стратегий реагирования. Реагирование на чрезвычайные ситуации требует эффективной координации между государственными органами, местными властями, неправительственными организациями и другими заинтересованными сторонами.
Чрезвычайные ситуации могут привести к значительным вызовам, но эффективное управление кризисами и их последствиями является важным элементом обеспечения безопасности и стабильности общества.
К основным нормативно-правовым актам, которые регламентируют защиту населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций являются:
– Конституция РФ;
– ФЗ РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. №68 (ред. от 14.04.2023 N 131-ФЗ);
– ФЗ РФ «О чрезвычайном положении» от № 30 мая 2001 г. №3 (ред. 02.11.2023 N 8-ФКЗ);
– ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. №116 (ред. от 14.11.2023 N 534-ФЗ);
– ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69 (ред. 24.07.2023 N 343-ФЗ).
C учетом оценки опасности чрезвычайных ситуаций, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях должны быть сформирована система, которая способна обеспечить безопасность при их возникновении [2].
Система обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляет собой комплекс мероприятий и организационных структур, направленных на предотвращение, минимизацию и эффективное управление последствиями чрезвычайных ситуаций. Эти ситуации могут включать в себя стихийные бедствия, такие как землетрясения, ураганы, наводнения, а также техногенные катастрофы, например, аварии на промышленных объектах или террористические акты.
Основные характеристики системы обеспечения безопасности в таких условиях можно сформулировать следующим образом:
1.Предупреждение и мониторинг. Развитие системы мониторинга для оперативного выявления признаков предстоящих чрезвычайных ситуаций. Это может включать в себя использование современных технологий, сетей датчиков и систем раннего предупреждения.
2.Планирование и подготовка. Разработка эффективных планов действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Важной частью этого является обучение персонала и проведение учений для оценки готовности системы к реальным ситуациям.
3. Реагирование и координация. Обеспечение оперативного и согласованного реагирования служб и организаций в условиях кризиса. Координация между различными ведомствами, такими как спасательные службы, правоохранительные органы и медицинские службы, играет ключевую роль в эффективном управлении чрезвычайными ситуациями.
4. Восстановление. Разработка и реализация мероприятий по восстановлению после чрезвычайных ситуаций. Это включает в себя восстановление инфраструктуры, оказание помощи пострадавшим и минимизацию долгосрочных последствий.
5. Информационная безопасность. Защита информационных систем от угроз и атак, обеспечивая надежность обмена информацией в условиях чрезвычайных ситуаций.
Эффективная система обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций требует интеграции технических, организационных и человеческих ресурсов для обеспечения максимальной защищенности и минимизации ущерба от различных видов чрезвычайных ситуаций.
Важную роль в построении такой системы также играет организация подготовки отвечающих современным требованиям практики квалифицированных широкопрофильных специалистов нового уровня по вопросам обеспечения безопасности, обобщение и систематизация научных знаний [5].
Таким образом, в современном мире события в одной части мира могут оказать воздействие на другие регионы из-за глобализации экономики, транспорта и коммуникаций. Это подчеркивает необходимость сотрудничества и координации национальных и международных структур для эффективного управления чрезвычайными ситуациями. С развитием технологий и социальных сетей информация о чрезвычайных ситуациях быстро распространяется. Это создает необходимость в оперативной реакции и координации для предотвращения паники, минимизации ущерба и обеспечения правильного информирования населения.
С развитием технологий возникают новые потенциальные угрозы, такие как кибератаки, которые также могут вызвать кризисные ситуации. Эффективная система управления чрезвычайными ситуациями должна включать в себя защиту от киберугроз и технологических аварий [3].
Соответственно, в условиях современного мира создание и поддержание эффективной системы управления чрезвычайными ситуациями остается актуальным и критически важным аспектом обеспечения безопасности и устойчивости общества. Центральная роль в данном процессе принадлежит органам государственной власти, взаимодействие которых в рамках предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий выступает основополагающим фактором обеспечение общественного благополучия.
1. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. (ред. от 14.04.2023 № 131-ФЗ).
2. Андреева В. А. Проблемы обеспечения общественной безопасности при чрезвычайной ситуации в Российской Федерации // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 1 2008. С. 83-87.
3. Галицкая Н.В. Организационно-правовая характеристика техногенной безопасности в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. №1 (120). С. 104-109.
4. Каткин П.Н. О дальнейшем развитии правового обеспечения техногенной безопасности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 104-110.
5. Пятилетов В.В. Безопасность, угроза безопасности, чрезвычайная ситуация: некоторые проблемы соотношения понятий // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва. 2009. № 1. С. 190-197.