В статье определены и охарактеризованы сущность банкротства, особенности его возникновения в сельскохозяйственных организациях, раскрыты специфические черты риска банкротства, обусловленного деятельностью сельскохозяйственных организаций в условиях получения бюджетных субсидий. Автором уточнено, что банкротство представляет собой упорядоченную процедуру продажи имущества несостоятельной компании и расчетов с кредиторами. В статье также предлагаются меры предотвращения бюджетных рисков в рамках предоставления субсидий, направленных на достижение целевых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Автором статьи систематизированы оценочные показатели, применяемые для выявления риска несостоятельности (банкротства) в условиях получения сельскохозяйственной организацией государственной поддержки в форме субсидирования. Обоснована необходимость введения ответственности сельскохозяйственных организаций, получивших субсидию, и не выполнивших государственное задание в случае превышения допустимого (возможного) отклонения показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых услуг. Рекомендована система мер по взысканию с должника (сельскохозяйственной организации, получившей субсидии) потерь при допущении риска банкротства в рамках государственной поддержки агропромышленного комплекса.
риск, банкротство, кризис, субсидии, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственная поддержка, меры, ответственность, бюджетные риски
1. Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 (ред. от 29.07.2017) «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 24.10.2017)
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 24.10.2017)
3. Законопроект № 45980-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (о порядке предоставления субсидий государственным корпорациям и изменениях отдельных норм Бюджетного кодекса РФ) (дата обращения: 24.10.2017)
4. Приказ Минсельхоза России от 23.07.2015 № 317 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении предельных значений стоимости единицы мощности объектов агропромышленного комплекса и предельных значений суммарной мощности объектов агропромышленного комплекса в целом по Российской Федерации, принятых и планируемых к приемке за счет создания и модернизации объектов агропромышленного комплекса» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.11.2017)
5. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 июля 2015 г. № 318 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию, объектов агропромышленного комплекса, реализуемых на территории субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС ГАРАНТ (дата обращения: 10.11.2017)
6. Вашанов В., Маслова В. Развитие АПК России в условиях внешнеэкономических рисков // Экономика сельского хозяйства № 11. 2014. - С. 23.
7. Губанов Р.С. Эффективность бюджетных субсидий на поддержку агропромышленного комплекса России // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.): в 7 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2017. Т. 5 : Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы тылового обеспечения, финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе», дискуссионной площадки «Актуальные вопросы повышения эффективности сельскохозяйственного производства учреждений УИС» и круглых столов «Информационные технологии и инженерно-техническое обеспечение учреждений УИС», «Актуальные проблемы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в уголовно-исполнительной системе». - 2017. - 430 с.
8. Михайлова А.А. Межбюджетные трансферты как механизм стимулирования роста экономики регионов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. - № 3. С. 49 - 55.
9. НСА: уже в 20 регионах аграрии могут предъявить бюджету убытки от ЧС // Инновации и бизнес в АПК № 8-9 (7) - С. 5.
10. Рыкова И.Н., Губанов Р.С. Предпосылки возникновения банкротства в реальном секторе экономики // Имущественные отношения в Российской Федерации. № 11 (170) - 2015. - С. 95-112.
11. Соболев О.С. Прогнозирование закупочных цен рынков продовольствия на основе формулы оценки рентабельности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий