ЭТИКА И МОРАЛЬ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ: ЦЕЛЬ БИЗНЕСА И ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Рубрики: МЕНЕДЖМЕНТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Во второй статье своего цикла статей об этике и морали в современном бизнесе автор анализирует глубокие изменения, произошедшие за последние несколько десятилетий в том, что из себя представляет бизнес и эволюцию взглядов на то, что является целью деятельности компаний. Если в прошлом было принято считать, что компания должна преследовать интересы своих акционеров, то в настоящее время доминирующей стала концепция стейкхолдеров, которые включают в себя помимо акционеров всех, кто соприкасается с результатами деятельности организации. Автор приводит в пример одну из первых попыток реализации такого подхода, которая была предпринята еще более 100 лет назад Генри Фордом и очерчивает последствия последовавшего за этим судебного решения для правоприменительной практики в США. Автор ставит ряд острых вопросов, которые на его взгляд остаются противоречивыми и нерешенными в применении концепции стейкхолдеров на практике, несмотря на ее практически безальтернативную общепринятость. В статье также обсуждается практическое воплощение реализации концепции стейкхолдеров в виде формулирования на национальных и межправительственных уровнях политики устойчивого развития, в том числе так называемых принципов ESG, разбирая каждую составляющую этих принципов (экология, социальная ответственность и корпоративное управление), а также приводятся положительные и отрицательные примеры подобного воплощения конкретными компаниями. Автор делает вывод, что несмотря на повсеместную распространенность заявлений и деклараций об ответственности бизнеса, они очень часто не соответствуют действительности. Несмотря на это, автор считает, что реализация принципов ESG остается важным приоритетом деятельности компаний в том числе и потому, что их соблюдение в современных условиях становится необходимым при получении корпоративного финансирования.

Ключевые слова:
бизнес, ответственность, акционеры, стейкхолдеры, устойчивое развитие, ESG, экология, социальная ответственность, корпоративное управление
Список литературы

1. Гулиус Н.С. Этика деловых отношений. Учебно-методическое пособие - Томск, издательство Томского государственного университета, 2012

2. Завьялова Е.Б. Корпоративная социальная ответственность: эволюция подходов и идей / Е.Б.Завьялова // Финансовый бизнес. - 2018. - №2 (193). - С. 26-31.

3. Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. - М., АСТ, 2017

4. Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали. Курс лекций. - Владимир, 2006 [Электронный ресурс] - URL: https://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/1294/3/00325.pdf (дата обращения: 01.12.2023)

5. Модель принятия этических решений PMI (EDMF) [Электронный ресурс] - URL: https://www.pmi.org/-/media/pmi/documents/public/pdf/ethics/ethical-decision-making-framework.pdf?rev=f1cd0adaeaae485998a2a5df39dbfc6f&sc_lang_temp=ru-RU (дата обращения: 01.12.2023)

6. Наступил ли момент истины для этики и социальной ответсвенности бизнеса? Глобальное исследование в области соблюдения принципов деловой этики. 2020 год. EY Форензик. [Электронный ресурс] - URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/topics/forensic-integrity-services/ey-global-integrity-report-rus.pdf (дата обращения: 01.12.2023)

7. Сарна А. Я. Технологии воздействия на аудиторию в современном медиа-пространстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 2. С. 218-235. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.207

8. Сторчевой М.А. Нормативная этика бизнеса: проблемы теории//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.8 Вып.2 , 2009 - С.142-163

9. Чичовачки П. Призрачное здание «истинной морали» Канта//Этическая мысль. Выпуск 7. РАН, Институт Философии - М., 2006.

10. Этика бизнеса: Учебное пособие для вузов и бизнес-школ./ Под общ. ред. П.А. Кальницкой - М., 2012

11. Bowen S. A Practical Model for Ethical Decision Making in Issues Management and Public Relations//Journal of Public Relations July 2005 [Электронный ресурс] - URL: https://www.researchgate.net/publication/287216766_A_Practical_Model_for_Ethical_Decision_Making_in_Issues_Management_and_Public_Relations (дата обращения: 01.12.2023)

12. Business ethics//OpenStax, Rice University, 2018 [Электронный ресурс] - URL: https://openstax.org/details/books/business-ethics (дата обращения: 01.12.2023)

13. Carrol A. A History of Corporate Social Responsibility: Concepts and Practices//The Oxford handbook of Corporate Social Responsibility (pp.19-46). [Электронный ресурс] - URL: https://www.researchgate.net/publication/282746355_A_History_of_Corporate_Social_Responsibility_Concepts_and_Practices (дата обращения: 01.12.2023)

14. Enderle G. Business Ethics in the Intercultural and Global Context: A Conceptual Framework [Электронный ресурс] - URL: https://www.ssoar.info/ssoar/bitstream/handle/document/34728/ssoar-zfwu-2000-3-enderle-Business_ethics_in_the_intercultural.pdf?sequence=1 (дата обращения: 01.12.2023)

15. Etzioni A. The Moral Dimension. Toward A New Economy. - Free press, 1990

16. MacDonald C. Coke claims to give back as much water as it uses. An investigation shows it isn’t even close.// The Verge, 31 May 2018 [Электронный ресурс] - URL: https://www.theverge.com/2018/5/31/17377964/coca-cola-water-sustainability-recycling-controversy-investigation (дата обращения: 01.12.2023)

17. Pohl R. F. (ed.) Cognitive illusions: Intriguing phenomena in judgement, thinking and memory. Psychology Press, 2016

18. Trevino L., Nelson K. Managing Business Ethics: Straight Talk about How to Do It Right. - Wiley, 6th edition, 2013

19. Velasquez M. Business Ethics: Concepts and Cases - Pearson, 8th edition, 2017

Войти или Создать
* Забыли пароль?