Любое предприятие, как и индустрия в целом, обладает большим многообразием свойств. Все характеристики практические невозможно учесть, поэтому в работе мы попытались определить наиболее важные группы и наиболее важные свойства в каждой группе. Необходимо отметить, что оценка конкурентоспособности зависит от целей анализа: практической возможности изыскания информации, методики применяемой для измерения показателей и др. Единого подхода к определению конкурентоспособности услуг индустрии гостеприимства не существует, как и нет единого алгоритма определения уровня конкурентоспособности услуг. В целом, необходимо отметить, что конкурентоспособность услуги индустрии гостеприимства - это степень ее привлекательности для покупателя (потребителя), т. е. способность удовлетворить комплекса потребительских запросов (требований), которая характеризуется качественными и стоимостными показателями [1, 2]. Качественные показатели характеризуют ее свойство с точки зрения способности удовлетворять определенную потребность и основывается на определенных критериях (рис.) [3, с. 72]. Основными факторами, влияющими на восприятие качества услуги и конкурентоспособности предприятия индустрии гостеприимства, можно отнести следующие: безопасность (чувство покоя и защищенности), надежность (ощущение высокого качества обслуживания), доступность (легкость, с которой можно получить обслуживание), репутацию (доверие потребителей), поведение обслуживающего персонала, компетенцию, условия (окружающая среда и инфраструктура). Кроме этого, индустрии гостеприимства, как сфере услуг присущи следующие характеристики: - неосязаемость (service intangibility), т. е. отсутствие возможности до момента непосредственного их оказания увидеть, услышать или попробовать на ощупь предлагаемую услугу; - separability), определяющая непосредственное одномоментное участие как лица, оказывающего услугу, так и лица, получающего ее; - непостоянство качества (service variability), подчеркивающее изменчивость качества услуги и определяющее изменчивостью спроса, состояния оказывающего услугу и момента ее оказания; - несохраняемость (service intangibility), т. е. невозможность складировать услуги и продавать их в другое время. Выделяют следующие критерии оценки услуг индустрии гостеприимства: - коммуникабельность - описание услуги выполнено на языке клиента и является точным и понятным для него; - компетентность - обслуживающий персонал обладает требуемыми для оказания услуги навыками и знаниями; - обходительность - персонал приветлив, уважителен и заботлив; - доверительность - на предприятие индустрии гостеприимства, оказывающую услуги, а также на ее служащих можно положиться, так как они действительно стремятся максимально удовлетворить запросы клиентов; - отзывчивость - служащие предприятия, реализующие услуги, отзывчивы, творчески подходят к решению проблем и удовлетворению запросов клиентов; - осязаемость - осязаемые компоненты услуги верно отражают ее качество; - понимание/знание клиента - персонал, предлагающий услуги, стараются как можно лучше понять нужды клиента и каждому из них уделяют внимание индивидуально [4, с. 26]. Оценка качественных показателей осложняется в отсутствии возможности количественной (формализованной) оценки многих параметров и для их оценки используются различные приемы: анкетирование потребителей, экспертные оценки, статистические методы и пр. Конкурентоспособность отраслевого субъекта экономической деятельности страны неразрывно связано с конкурентоспособностью всего государства. Необходимо отметить, что исследованием рейтинга конкурентоспособности национальных экономик в системе мирового хозяйства занимаются несколько ведущих международных организаций. Значимым показателем формирования отраслевой и страновой конкурентоспособности является рейтинг конкурентоспособности, в том числе и индустрии гостеприимства как экономической категории. Этот показатель зафиксирован в Индексе глобальной конкурентоспособности, составленном на основе 113 переменных по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum) [5]. Этот индекс ранжирует государства в зависимости от уровня экономического развития в разрезе мировой конкурентоспособности. При составлении Индекса значение факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями, с институциональными или структурными характеристиками, позволяющими позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития. Исследователи постоянно совершенствуют методологию расчёта Индекса для того, чтобы он оставался адекватным инструментом измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющейся глобальной среде. Индекс конкурентоспособности туризма строится на следующих ключевых показателях: - международные туристские прибытия; - международные входящие поступления туризма; - средние поступления за каждый день прибытия; - доля туризма в ВВП страны; - занятость в индустрии туризма; - доля занятых в % от общего числа количества работающих. РФ занимает в этом рейтинге 43 место, с показателем 4,2. Этот показатель сформирован на основе основных показателей, представленных ниже (рис. 2). 1) бизнес-среда (business environment); 2) безопасность (safety and security); 3) здоровье и гигиена (health and hygiene); 4) кадровые ресурсы и рынок труда (human resources and labour market); 5) готовность к ИКТ (ICT readiness); 6) приоритизация путешествий и туризма (prioritization of travel & tourism); 7) международная открытость (international openness); 8) ценовая конкурентоспособность (rice competitiveness); 9) экологическая устойчивость (environmental sustainability); 10) авиатранспортная инфраструктура (air transport infrastructure); 11) наземная и портовая инфраструктура (ground and port infrastructure); 12) инфраструктура туристической службы (tourist service infrastructure; 13) природные ресурсы (natural resources); 14) культурные ресурсы и деловые поездки (cultural resources and business travel). Индикаторы рассчитываются на основе распределения ответов экспертов и варьируются в пределах от 1 до 7 и каждый из них рассчитывается как не взвешенное среднее из отдельных переменных компонента. В заключение необходимо отметить, что анализируя конкурентоспособность нужно учитывать тот факт, что отраслевая конкурентоспособность в индустрии гостеприимства сказывается из конкурентоспособности отдельных ее элементов, на которую оказывает влияние множество элементов, некоторые их которых представлены в данной публикации.