При подготовке схемы территориального планирования мууниципального района должен решаться вопрос рационального использования и охраны природных ресурсов, в том числе земельных, но фактически этот вопрос в градостроительном документе не решается, в результате чего при его реализации происходит застройка земель сельскохозяйственного назначения и ощутимое сокращение земель данной категории. Для того чтобы разобраться, почему так происходит, проанализируем порядок подготовки, состав и содержание схемы территориального планирования муниципального района [4]. Нужно отметить, что до 2015 года подготовку территориального планирования муниципальных районов Московкой области обеспечивали местные органы самоуправления соответствующих муниципальных районов. Однако, 27 июля 2014 года был принят закон Московской области от 24.07.2014г. № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» , в соответствии с которым Правительство Московской области или уполномоченные им центральные испольлнительные органы государственной власти должны осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, а также по внесению в них изменений. Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, начиная с января 2015 года осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, а также по внесению в них изменений. Установлен новый порядок разработки документов территориального планирования муниципальных образований, в котором Главархитектурк Московской области место центрального координатора процесса подготовки градостроительной документации [6]. На рисунке 1 представлена блок-схема подготовки схем территриального планирования муниципальных районов Московской области до 2015 года. Порядок таков: органы местного самоупраления принимали решение о подготовке проекта данного градостроительного документа, выбирали разработчика документа, осуществляли сбор исходных данных, согласовывали и утверждали разработанную документацию (рисунок 1). После 2015 года порядок изменился. Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, прежде чем принять решение о подготовке схемы территориального планирования муниципального района, должно составить проект технического задания на подготовку градостроительного документа на основании данных, запрошенных у центральных исполнительных органов государственной власти Московской обалсти, органов местного самоуправления муниципального района и входящих в его состав поселений по вопросам их компетенции. Подготовленный проект технического задания подлежит согласованию с центральными испонительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципального района, входящих в его состав поселений, после чего согласованный проект технического задания и проект решения о подготовке проекта документа территориального планирования рассматривается Градостроительным советом Московской области. На основании протокола Градостроительного совета Главархитектура Московской области принимает решение о подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района (рисунок 2). Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области задействованы также в предоставлении сведений по вопросам, относящимся к сфере их ведения, Главархитектуре Московской области с целью формирования исходных данных для использования разработчиками проекта схемы территориального планирования муниципального района. Главархитектура Московской области до утверждения проекта схемы территориального планирования муниципального района обеспечивает ее согласование с центральными исполнительными органами государсвенной власти Московской области, в том числе с Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Новый порядок разработки схем территориального планирования муниципальных районов позволит Минсельхозу Московской области принимать участие в составлении и согласовании техническго задания на разработку градостроительной документации, представлять ее разработчикам актуальные исходные данные, осуществлять контроль предлагаемых проектных предложений. Должен быть положительный эффект, заключающийся в учете земель сельскохозяйственного назначения при обосновании размещения планируемых объектов капитального строительства и более рациональному их использованию. Необходимо разработать регламент взаимодействия между Министерством сельског хозяйства и Главным управлением Московской области, в котором определить перечень передаваемых данных, необходимых для раработки схем территориального планирования муниципальных районов [8]. После принятия решения о подготовке ппроекта схемы территориального планирования муниципального района Главного управления архитектуры Московской области заключает с подрядной организацией государсвенный контракт на его разработку. Подготовку проекта схемы территориального планирования муниципального района может заниматься любая подрядная коммерческая организация или государственное предприятие, учреждение, лицензирование на выполнение данного вида работ, с которыми по результатам проведения конкурса заключен государсвенный контракт. В отношении сельскохозяйственных земель отдельной позицией выделены только сведения о границах мелиоративных сельскохозяйственных угодий, но при этом нет в перечне исходной информациии данных об учете особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Подход к учету земель сельскохозяйственногоназначения очевидно недоработан и требует уточнения позиций. Анкеты, опубликованные Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области для заполнения ОМС, предприятиями и организациями, расположенными на его территории для получения исходных данных. Анкеты предусматривают сбор информации о численности населения, миграционных процессах, трудовых ресурсах, жилом фонде, объектах социального, коммунально-бытового, делового, коммерческого , общественного и специального назначения, о садоводствах, , об инженерном обеспечении, о наличии и характеристиках производственных и сельскохозяйственных предприятий, о структуре землепользования муниципального района [4, 5]. Мы считаем, что данные о площади сельскохозяйственных угодий, орошаемых и осушенных земель, а также общее количество сельскохозяйственных земель в структуре района, следует дополнить сведениями, позволящими полностью учитвывать наличие сельскохозяйственных земель и угодий на всей территории муниципального района, а также качество этих земель. Главным фактором при планировании размещения на сельскохозяйственных землях объектов капитального строительства должны стать показатели их качественного состояния и обязательный учет особо ценных продуктивных земель. В соответствии с методическими указаниями целью территориального планирования развития муниципального района является обеспечение градостроительными средствами роста жизни населения, учет интересов граждан и их объединений при определении назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экологических и экономических факторов. Указанные цели должны достигаться путем решения задач по планированию развития территории муниципального района, к которым относится: -планирование размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры; -установление зон с особыми условиями территорий; -предложения по охране объектов культурного наследия местного значения; -установление зон планируемого размещения объектов капитального строительства для осуществления иных полномочий органов местного самоуправления; -мероприятия по охране объектов культурного наследия местного значения; -мероприятия по охране окружающей среды. И среди всех задач по территориальному планированию ничего не сказано о предложениях по рациональному использованию и охране земельных ресурсов. На генеральном (проектном) плане должны отображаться земли сельскохозяйственного назначения. Если бы на территории Московской области были установлены перечни особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, то в государственный кадастр недвижимости были бы внесены сведения о них в виде границ зон с особыми условиями использования, что нашло бы отражение на карте границ зон с особыми условиями использования территорий муниципального района. Согласно методическим указаниям текстовая часть должна включать в себя обоснование вариантов решения задач и перечень мероприятий по территориальному планированию развития его территории, обоснование предложений по планированию территориального развития района с указанием на этапы их реализации, перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Карты в составе материалов по обоснованию должны включать в себя информацию о состоянии территории района, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях использования, о предложениях по территориальному планированию муниципального района. В методических указаниях по подготовке схем территориального планирования муниципальных районов нет прямого предписания о необходимости учете земель сельскохозяйственного назначения при размещении объектов капитального строительства местного значения. Анализ материалов утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов Московской области показал, что на картах использования территории (опорных планах) в составе материалов по обоснованию отображаются земли сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные производственные центры, иногда сельскохозяйственные угодья. Однако это не явилось препятствием для размещения объектов капитального строительства на землях сельскохозяйственного назначения или в санитарно-защитных зонах производственных центров. Относительно порядка подготовки схемы территориального планирования муниципального района данные методические указания содержат только общую последовательность административных процедур, которые необходимо произвести органам местного самоуправления с целью получения утвержденного документа территориального планирования. На основе изученной нормативно-правовой литературы по вопросу составления документов территориального планирования, а также материалов утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов Московской области определен общий порядок разработки схемы территориального планирования муниципального района, который состоит из пяти этапов (рисунок 3). По результатам проведенного комплексного анализа современного состояния территории района выявляются основные проблемы и предпосылки перспективного развития ее градостроительной организации, а также проводится укрупненное зонирование территории и района по степени градостроительной активности, при котором определяются зоны для проведения активных и умеренных градостроительных мероприятий, а также зоны с естественной динамикой развития и зоны сохранения сродного комплекса. Однако для схем территориального планирования Московской области характерно при достаточно низком естественном демографическом росте населения планирование интенсивного жилищного и дачного строительства для привлечения дополнительного населения в субъект. Планируемое развитие территории района должно заключаться в размещении необходимых району объектов капитального строительства. При этом по результатам оценки свободных от застройки территорий муниципального района должна определяться возможность их использования по градостроительным условиям для размещения указанных объектов. Новое строительство может планироваться как в границах населенных пунктов, так и за их пределами. В схемах территориального планирования муниципальных районов зачастую запланированный объем нового строительства не отвечает требованию объективной необходимости в нем, а объекты капитального строительства проектируются вне границ населенных пунктов на землях сельскохозяйственного назначения без какого-либо соответствующего обоснования. В настоящее время действующие методические указания отсутствуют. Рассматриваемая градостроительная документация не проходит процедуру публичных слушаний, но Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области обязано обеспечить поэтапное согласование проекта системы территориального планирования муниципального района с заинтересованными лицами и обеспечить открытый доступ к проекту документа и материалам по его обоснованию в информационно-аналитической федеральной государственной системе территориального планирования (ФГИС ТП), не позднee чем за 3 месяца до утверждения. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушена в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке. В результате анализа порядка подготовки, состава и содержания схемы территориального планирования муниципального района, необходимо сделать ряд важных выводов о том, почему данный градостроительный документ не обеспечивает рациональное использование земельных ресурсов. По мнению авторов, цель территориального планирования муниципального района необходимо уточнить, так как в ней решаются не только вопросы улучшения качества жизни местного населения с помощью градостроительных средств, но и вопросы выделения земельных ресурсов для планируемого разрешения объектов капитального строительства. В связи с этим, предлагается следующее определение: цель территориального планирования муниципального района - это обеспечение посредством градостроительства роста уровня жизни местного населения в комплексе с рациональным распределением земельных ресурсов муниципального района.