СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ОВОЩЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время в России не происходит удовлетворение потребностей населения в овощных продуктах, потребление которых почти на половину меньше необходимых норм. Основными причинами являются низкий уровень производства овощей и покупательской способности населения, что в свою очередь связано с низким уровнем развития рыночной инфраструктуры. Исследование выполнено по данным товаропроизводителей овощной продукции Республики Мордовия. В работе использовались методы оценки рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, методика анализа рыночного потенциала, экономико-математические методы экстраполяции трендов и оптимизации производства. Обоснована необходимость совершенствования механизмов агропродовольственной политики в отношении рынка овощной продукции, показаны особенности и существующие проблемы эффективного функционирования овощного подкомплекса, обобщены основные факторы развития рынка овощной продукции, сформирована методика и проведены по ней анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке овощей в Республике Мордовия, разработаны модели по оптимизации структуры посевных площадей овощей в сельскохозяйственных предприятиях, по оценке рыночного потенциала овощеводческих предприятий, по организационной структуре оптового продовольственного рынка. Результаты исследования будут полезны органам власти для формирования продовольственной политики на рынке овощной продукции, так как позволяют определить перспективные направления и позиции в сфере сбыта овощной продукции, стимулирующие дальнейшее их производство.

Ключевые слова:
продовольственная политика, продовольственный рынок овощей, рыночная концентрация, рыночный потенциал, оптимизация производства овощей
Текст
Now in Russia there is no population requirements satisfaction in vegetable products which consumption honor one half less necessary norms. Are the main reasons low level of production of vegetables and consumer ability of the population that is in turn connected with the low level of development of market infrastructure. The research is executed according to producers of vegetable production of the Republic of Mordovia. In work methods of assessment of market concentration of Gerfindalya-Girshman, a technique of the analysis of market potential, economic-mathematical methods of extrapolation of trends and optimization of production were used. Need of improvement of mechanisms of agrofood policy for the market of vegetable production is proved, features and the existing problems of effective functioning of a vegetable subcomplex are shown, major factors of development of the market of vegetable production are generalized, the technique is created and the analysis and assessment of a condition of the competitive environment in the market of vegetables in the Republic of Mordovia are carried out on it, models on optimization of the structure of sown areas of vegetables in agricultural enterprises, according to the market capacity of the vegerable-growing enterprises are developed, on organizational structure of the wholesale food market. Results of a research will be useful to authorities to formation of food policy in the market of vegetable production as they allow to define the perspective directions and positions in the sphere of sale of vegetable production stimulating their further production.
Список литературы

1. Барышников Н. Прогнозные сценарии развития сельского хозяйства региона / Н. Барышников, Д. Самыгин // Экономист. 2013. № 12. С. 77-85.

2. Барышников Н.Г. Моделирование агропродовольственной политики региона / Н.Г. Барышников, Д.Ю. Самыгин // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 1. С. 71-76.

3. Беспахотный Г.В. Соотношение источников финансирования сельского хозяйства / Г.В. Беспахотный, Н.Г. Барышников, Д.Ю. Самыгин // Нива Поволжья. 2011. № 3 (20). С. 2-7.

4. Келейникова С.В. Моделирование продовольственной политики на рынке овощной продукции / С.В. Келейникова, Д.Ю. Самыгин, Н.А. Шлапакова // Аграрная Россия. 2014. № 11. С. 29-36.

5. Келейникова С.В. Система сбыта овощной продукции региона / С.В. Келейникова // Аграрная наука. 2007. № 2. С. 9-11.

6. Куликов И.М., Минаков И.А. Продовольственная безопасность в сфере производства и потребления плодоовощной продукции // АПК: экономика, управление. 2016. № 2. С. 4 -16.

7. Минаков И.А. Решение проблемы обеспечения населения овощной продукцией в условиях международных санкций // Агропродовольственная политика России. 2017. № 9 (69). С. 24-30.

8. Миндлин Ю.Б. Оптимальная модель функционирования отрасли овощеводства: вертикальная интеграция, аграрные фильеры, кластеры. Овощи России. 2016;(3):92-97. DOIhttps://doi.org/10.18619/2072-9146-2016-3-92-97

9. Современное состояние овощеводства России / Разин А.Ф., Иванова М.И., Мещерякова Р.А., Разин О.А. // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 7. С. 49-54.

10. Родина Т.Е. Приоритетные направления формирования регионального рынка овощей // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 6-1 (48). С. 79-81.

11. Самыгин Д.Ю. Модели прогнозирования стратегического развития сельского хозяйства / Д.Ю. Самыгин, Н.Г. Барышников // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. № 1 (13). С. 81-86.

12. Kelejnikova S., Samygin D., Imyarekov S., Katajkina N., Abelova L., Artamonova Ju. Diagnostics and optimization of the vegetable market // Ponte. 2017. Vol. 73. Issue 3. pp. 270-283. doi:https://doi.org/10.21506/j.ponte.2017.3.24

13. Keleinikova S.V., Samygin D.Yu., Bulycheva Yu.V. Models of the Organizational and Economic Development Mechanism of the Regional Vegetables Market // Finance and Management. 2017. № 2. С. 11-23. DOI:https://doi.org/10.25136/2409-7802.2017.2.21175.

14. Krylov O.N., Abisheva O.Y. Cyclical manner of vegetable production industry; the efficiency of greenhouse business. Vegetable crops of Russia. 2017;(2):92-96. (In Russ.) DOIhttps://doi.org/10.18619/2072-9146-2017-2-92-96

15. Mansurov R.E. Evaluation of food self-sufficiency of the Republic of Tatarstan districts. Vegetable crops of Russia. 2017;(1):80-86. (In Russ.) DOIhttps://doi.org/10.18619/2072-9146-2017-1-80-86

16. Porter M.E. Competitive strategy. New York: The Free Press, 2004. 416 p.

17. Samygin D.Yu., Baryshnikov N.G. Strategy of support of agrarian business. Raleigh, North Carolina, USA: Lulu Press, 2017. 156 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?