В статье основное внимание уделено проблемам и недостаткам в системе межбюджетных отношений в России на современном этапе. Раскрыто понятие бюджетного федерализма, обоснована необходимость налаживания эффективного развития межбюджетных отношений для эффективного экономического развития страны. Представлены основные принципы бюджетного федерализма, определены основные проблемы и противоречия межбюджетных отношений в современной России. Приведены возможные варианты решения существующих проблем и повышения эффективности межбюджетных отношений в России.
межбюджетные отношения, бюджетный федерализм, трансферты, субсидии, субвенции, налоговый потенциал, региональный бюджет, транспарентность, централизация, коррупция
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.03.2013).
3. Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».
4. Ерошкина Л.А. Становление и развитие межбюджетных отношений // Финансы. № 7. 2012. С. 10-14.
5. Зубаревич Н. Ржавые скрепы сверхцентрализации // Эксперт. № 3. 2014.
6. Казанцев С.В. Ключевые факторы развития межбюджетных отношений // Регион: экономика и социология. 2011. № 2. С. 63-79.
7. Кибилдс А.А. Современные направления развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2011. № 5. С. 300-301.
8. Поляк Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана. 2008.